ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВЕСИНЫ ОСНОВНЫХ ПОРОД, ПРИМЕНЯЕМЫХ В САМОЛЕТОСТРОЕНИИ
По внешним признакам и по строению древесины все древесные породы разделяются на хвойные и лиственные.
Хвойные породы
• У хвойных пород годичные слои ясно видны на всех разрезах вследствие более темного цвета поздней древесины. Проводящих сосудов нет и их роль выполняют особые клетки, называемые трахеидами. Сердцевинные лучи простым глазом не видны. Древесина большинства пород (сосна, лиственница, кедр и др.) имеет смоляные ходы, которые на торцевом разрезе видны в виде светлых точек, а на радиальном и тангентальном — в виде темных черточек.
Из хвойных пород в самолетостроении применяются сосна, ель, кавказская пихта и сибирская лиственница.
Сосна относится к группе ядровых пород, имеет ядро буроватокрасного цвета и заболонь желтовато-белого цвета. Ранняя часть годичного слоя светлая, поздняя часть более темного цвета. Сердцевинные лучи ни на юдном разрезе простым глазом не видны. Многочисленные смоляные ходы расположены главным образом в. поздней части годичного слоя.
Различают сосну двух родов:
1) рудовую или кондовую, растущую на высоколежащих песчаных почвах Северного края, Кольского полуострова, в северной. части Кировской и Горьковской областей и на Урале’; рудовая сосна имеет плотную, мелкослойную и смолистую древесину с узкой заболонью;
2) мяндовую, растущую на низких песчаных и глинистых почвах, а также в южных районах распространения; мяндовая сосна имеет широкослойную древесину с широкой заболонью и слабо окрашенным ядром.
Механические качества древесины сосны весьма высоки и поэтому она является основным конструкционным материалом для постройки деревянных и смешанных самолетов. Из сосны изготовляются лонжероны крыла, фюзеляжа и оперения, нервюры, шпангоуты, стрингеры, полки килевой балки и кильсонов, бобышки и другие детали.
Ель относится к группе спелодревесных пород и заболонь ее не отличается по цвету от внутренней части — спелой древесины."
ДреЕесииа ели белого цвета, слегка блестящая, мягкая, легкая и сучковатая; годичные слои хорошо видны на всех разрезах; ранняя древесина светлее и развита сильнее, чем поздняя; сердцевинные лучи не ‘видны простым глазом; смоляные ходы немногочисленны.
Вследствие большой сучковатости ель не получила еще широкого распространения. в самолетостроении и служит заменителем сосны.
При применении ели в самолетостроении необходимо пересчитывать прочность деталей, так как механические качества ели на 9—10Vo ниже, чем у сосны. Кроме того, древесина ели обладает пониженной стойкостью против гниения и труднее обрабатывается вследствие большой сучковатости н повышенной твердости древесины сучков.
Пихта относится к группе спелодревесных пород; заболонь ее по цвету не отличается от спелой древесины. Древесина пихты белая с желтоватым оттенком,* мягкая и легкая; смоляных ходов нет; годичные слои заметны на всех разрезах; поздняя древесина темнее окрашена н менее развита, чем ранняя; сердцевинные лучи не видны простым глазом.
Пихта растет на севере Европейской части СССР, в Сибири и на * Кавказе. Кавказская пихта в последнее время широко применяется р самолетостроении. Древесина ее при удельном весе 0,4 имеет временное сопротивление сжатию вдоль волокон 340 кгісмг, хорошо обрабатывается н склеивается.
Сибирская лиственница относится к группе ядровых пород. Заболонь ее узкая, белого цвета, ядро красновато-бурого цвета, годичные слои ясно видны на всех разрезах; ,поздняя древесина темнее окрашена и сильнее развита, чем ранняя; сердцевинные лучи не видны простым глазом; смоляных ходов меньше, чем у сосны.
Произрастает лиственница на северо-востоке Европейской части СССР, в Сибири и на Дальнем Востоке (даурская лиственница). Запасы ее очень (велики.
Древесина лиственницы тяжелая, имеет высокие механические качества, стойкая против гниения, малосучковатая, но имеет склон-* ность к растрескиванию.
Лиственница может быть во всех случаях заменителем дуба и ясеня и особенно пригодна для деталей гидросамолетов, так как мало намокает, мало коробится и хорошо сохраняется в воде. Из лиственницы изготовляют полки лонжеронов, килевой балки и кильсонов, стрингеры и другие детали.